История есть то самое место, где формируется будущее. Подлинность информации о костюмном комплексе позволяет предельно точно отображать историко-культурную картину конкретного временного отрезка, что осуществляется в театральном творческом и кинематографическом процессах. Восстановление исторического образа одежды также участвует в создании музейных экспозиций, транслируя атмосферу конкретного периода, погружая в нее посетителя. Посылом для исследования явился интерес к истории и эволюции вестиментарных форм.
Слушатели на лекции познакомились с адаптационными видоизменениями европейского женского платья в последней трети XIX – начала XX вв., определивших специфику S-образного силуэта и его наполнения.
Временные рамки обусловлены отношением, которое возникло в обществе к профильному силуэту дамского костюма. Он появился в 1870-х гг. и продержался до 1910-х гг. Так называемый «турнюрный стиль» был присущ европейской моде с 1870-х гг. по 1880-е гг., когда сзади от талии вниз юбка резко увеличивалась в объеме за счет специальной ватной подушки или металлического каркаса, благодаря чему абрис фигуры в таком костюме вызывал ассоциацию с латинской «S».
Чтобы будущее состоялось, нужно иметь представление о прошлом; требуется сохранять, передавать, обрабатывать и представлять по-новому исследуемый материал. Л.В. Балахнина произвела анализ и систематизацию более пятисот документальных источников: как отдельных предметов костюма и памятников декоративно-прикладного искусства, так и фотографических снимков, запечатлевших женский светский костюм. Этот документальный материал, хранящийся в музейных фондах Тюменской области, засвидетельствовал внешний облик горожанок Тобольска, Тюмени, Кургана, Ялуторовска и других городов губернии. Слушатели обсудили важность использования художественного и документального материала в научной исследовательской деятельности.
В ходе лекции была представлена характеристика пятикратных изменений (1870-1875 гг., 1876-1880 гг., 1881-1885 гг., 1890-1900 гг., 1901-1907 гг.) профильного абриса и формообразующих его предметов, и приспособлений в виде корсета, турнюра, нижнего платья. Все это сопровождалось демонстрацией соответствующих реконструкций костюмных комплексов. При их создании использовались схемы и чертежи исторических лекал, описаний и визуализация как внешнего, так и внутреннего содержания каждого костюма. Это позволило составить полноценный объем всего костюма: верхнего платья, нижнего платья, турнюра, корсета, накладок на грудь, на ягодицы или бедра и других аксессуаров.
"Даже не верится, что раньше такой была повседневная одежда женщин! Когда её надеваешь, то чувствуешь себя светской дамой на каком-то торжестве. Это так красиво!" - с восхищением выразила свои эмоции Лиза Бучельникова – модель дефиле исторических костюмов, представленных на лекции.
Читайте также
-
12 июня 2025
С Днем России!
Дорогие преподаватели, сотрудники, студенты Тобольского педагогического института!
-
-
5 июня 2025
Кирилло-Мефодиевские чтения в Тобольске
На базе Тобольского пединститута состоялась традиционная 48-ая Международная научно-практическая конференция «Кирилло-Мефодиевские чтения».