Тобольский педагогический институт в годы Великой Отечественной войны

Тобольский педагогический институт в годы Великой Отечественной войны

Ко Дню Победы 5 Марта 2020 579

В июне 1941 г., накануне Великой Отечественной войны, Тобольский учительский институт, открытый в 1939 г., сделал первый выпуск студентов. Дипломы преподавателей русского языка и литературы, физики и математики, истории и географии получил 51 выпускник. С отличием окончили институт Г. Бакалдина, А. Мишин, А. Наумова, К. Поспелова. Из 133 человек, принятых в 1939 г. на первый курс, окончили институт менее половины студентов. Причиной большого отсева послужил, в первую очередь, призыв юношей из числа военнообязанных на действительную службу в армию и флот.

Здание Тобольского учительского института 1930-40-е гг..jpg

Здание Тобольского учительского института 1930-40-е гг.

На 3 отделениях Учительского института трудились опытные преподаватели: И.В. Зайцев, С.М. Худяков, М.И. Повх, Е.В. Иванова, В.А. Белошапкова, А.С. Агафонцев, Е.К. Терлецкий, И.С. Первухин, Е.М. Филатова, Е.Г. Чекмезова, А.И. Ксенофонтова, С.М. Тарба, В.С. Овчинникова – выпускники вузов Москвы, Ленинграда, Перми, Омска, Ростова-на-Дону, имевшие стаж работы в педагогической сфере более 10 лет. Заведующие кафедрами Вера Арсентьевна Белошапкова, Иван Васильевич Зайцев, Иван Лукич Повх, Сергей Михайлович Худяков и другие преподаватели всячески развивали мыслительные способности юношей и девушек, обучали их самостоятельной работе с первоисточниками, привлекали к поискам краеведческих материалов. Будущие историки под началом И. С. Первухина воскрешали революционное прошлое Тобольского края. Лидером в научно-исследовательской работе преподавателей выступала кафедра русского языка и литературы. К примеру, старший преподаватель кафедры Т.И. Петрова работала над научной темой по языкознанию «Существительное и глагол в орокском языке: описание и сравнительное словообразование». Старший преподаватель В.А. Белошапкова разрабатывала актуальную проблему «О языке коллектива одной из школ г. Тобольска», под ее руководством студенты-филологи собирали и обрабатывали фольклор сибирских старожилов. В последующие годы В.А. Белошапкова - доктор филологических наук, известный ученый, профессор МГУ.

И.В. Зайцев в кабинете директора. 1939 г..jpg

И.В. Зайцев в кабинете директора. 1939 г.

Весть о нападении фашисткой Германии на Советский Союз вызвала гнев и возмущение преподавателей, сотрудников и студентов Тобольского учительского института. Участники митинга, проведенного 23 июня 1941 г., написали резолюцию «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!».

Студенты филологического отделения, 1941 г..jpg

Студенты филологического отделения Тобольского учительского института, 1941 г.

В начальный, наиболее тяжелый, период Великой Отечественно войны ряды защитников Родины пополнили военнообязанные из числа преподавателей, студентов и выпускников вуза. В числе первых на защиту Родины выступили педагоги И.С. Первухин, С.М. Худяков, студенты и выпускники В. Андреевский, В. Борисов, Г. Бугаев, Е. Бурцев, В. Вакуленко, В. Гультяев, А. Измайлов, Г. Ковалев, И. Кречетов, В. Куклин, Ф. Межевых, К. Рымарев, М. Свирепов, Л. Симонов, П. Трофимов, Т. Хребтов, В. Черемных и многие другие.

С.М. Худяков, преподаватель Учительского института. Погиб на фронте. Зачислен навечно в списки профессорско-преподавательского состава института.jpg

С.М. Худяков – преподаватель Тобольского учительского института. Погиб на фронте. Зачислен навечно в списки профессорско-преподавательского состава института.

В августе 1941 года добился отправки в армию И.В. Зайцев, но вскоре был уволен с военной службы по состоянию здоровья. После возвращения в Тобольск Зайцева избрали секретарём по идеологическим вопросам окружкома ВКП (б), и он помогал в меру своих возможностей родному вузу.

Несколько достойных имён студентов. Виктор Дерябин, закончив досрочно второй курс физико-математического отделения, был призван на военную службу в апреле 1942 года. В числе защитников героического Ленинграда он участвовал в прорыве его блокады, был тяжело ранен, получил инвалидность. Ратные подвиги тоболяка отмечены двумя орденами Отечественной войны, запечатлены в книге воспоминаний защитников Ленинграда. Когда Дерябин после длительного лечения возвратился в Тобольск, ему оказали заслуженное доверие: назначили комсоргом ЦК ВЛКСМ эвакуированной 6-й ленинградской артиллерийской специальной школы, избрали членом бюро городского комитета комсомола.

В. Дерябин (слева), студент Учительского института, ректор ТПИ 1963-1970 гг..jpg

В. Дерябин, студент Тобольского учительского института, ректор Тобольского педагогического института 1963-1970 гг.

Выпускник 1942 года Георгий Сотников служил в действующей армии три года, был дважды ранен и вновь возвращался на фронт. Боевое крещение наводчик орудия Сотников выдержал у стен осаждённого Ленинграда, а закончил войну на территории Германии в должности командира батареи гаубичных орудий. Артиллеристы мощным огнём взламывали долговременные укрепления, уничтожали живую силу и технику противника. Старший лейтенант Сотников за личную храбрость и воинское мастерство награждён орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, многими медалями.

Г.Я. Сотников, выпускник Учительского института 1942 г., участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза..jpg

Диплом Г.Я. Сотникова – выпускника Тобольского учительского института, Героя Советского Союза.

17-летний студент физико-математического отделения Леонид Попов был призван на военную службу в феврале 1943 года. Он в совершенстве владел станковым пулемётом, отважно сражался с фашистами в составе войск 3-го Украинского и 3-го Белорусского фронтов, отличился при освобождении Украины и взятии Восточной Пруссии, получил два ранения. За смелость, находчивость, умение Леонид Попов заслужил ордена Отечественной войны I степени и Славы III степени, медаль «За победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

Война закончилась трагически для тех ее участников, кто пал на поле боя. С фронта не вернулись преподаватели и студенты Иван Семенович Первухин, Сергей Михайлович Худяков, Виктор Тихонович Козлов, Федор Федотович Осипов, Константин Федорович Парфентьев и др. С.М. Худяков навечно зачислен в списки профессорско-преподавательского состава института. Жертвенный подвиг фронтовиков служил вдохновляющим примером их товарищам, оставленным в Тобольске для продолжения учёбы.

В августе 1941 года тоболяки приняли переведенный из областного центра Омский педагогический институт им. А.М. Горького. Осенью 1941 года к объединённым под общей крышей учительскому и педагогическому институтам присоединился эвакуированный из блокадного Ленинграда институт народов Севера, реорганизованный в северное отделение объединённого вуза.

Здание Омского педагогического института им. А.М. Горького.jpg

Здание Омского педагогического института им. А.М. Горького.

В годы войны педагогический состав института пополнили известные учёные и педагоги из Москвы, Ленинграда и Омска, которые не прекращали плодотворной научно-педагогической, исследовательской и общественно-политической деятельности. Выдающийся лингвист, профессор Виктор Владимирович Виноградов, прибывший из Москвы, возглавил кафедру русского языка и литературы, продолжал научные исследования в области поэтики, фразеологии, типологии произведений отечественной литературы. Его труды служили ценными пособиями для преподавателей и студентов. В Тобольске В.В. Виноградов пробыл с 1941 по 1943 гг. После возвращения в Москву Виноградова избрали действительным членом Академии наук СССР, назначили директором академического научно-исследовательского института языкознания. В Тобольске и по настоящее время помнят о вкладе выдающегося ученого, проводя конференцию «Виноградовские чтения».

В.В. Виноградов, выдающийся ученый-лингвист, работал в Тобольске с 1941-1943 гг..jpg

В.В. Виноградов, выдающийся ученый-лингвист, работал в Тобольске в 1941-1943 гг.

Кафедра биохимии под руководством профессора А.Х. Борха наряду с учебной работой выполняла важные производственные задания: разработала технологию изготовления заменителей кожи, рецептуру противоцинготного чая из хвои. Доцент К.И. Жемчужников подготовил и защитил в Томском государственном университете диссертацию на соискание ученой степени доктора биологических наук. Обществоведы профессор А.И. Казаченко, доценты Г.А. Бергман, К.Л. Мордовенко, Н.А.Лагун обучали слушателей вечернего университета марксизма-ленинизма, пропагандировали исторический опыт и традиции освободительной борьбы народов России против иноземных захватчиков. В марте 1942 г. в институте трудилось 13 профессоров и доцентов, докторов и кандидатов наук. Вместе взятые они представляли интеллектуальную силу, которая значительно укрепила духовный потенциал Тобольска.

Весной 1942 г. из Ленинграда в Тобольск прибыл Николай Михайлович Ковязин, кандидат географических наук, доцент, назначенный директором объединенного института.

Студентки физико-математического отделения, 1942 г..jpg

Студенты физико-математического отделения, 1942 г.

Тобольск в это время не располагал свободным жилищным фондом, поэтому иногородних преподавателей и студентов разместили на временное жительство в переполненные коммунальные квартиры, общежития и частные домовладения. Уйму времени и сил отнимали заготовки топлива. Весной и летом по большой воде в речку Курдюмку заводили плоты с лесом, бревна выкатывали на берег и разделывали на швырок. Прожорливые печи-контрамарки, обогревающие большой учебный корпус, сжигали за долгую зиму сотни кубометров дров, но давали мало тепла. «Когда на улице трещали январские морозы, в учебных аудиториях царил гнетущий холод, порой замерзали чернила, - вспоминала студентка тех лет Зоя Игловикова. – Мы занимались, не снимая верхней одежды, согреваясь собственным дыханьем, часто простывали». Ближе к весне, когда запасы топлива истощались, объявляли аврал: бригада из студентов, преподавателей и сотрудников института, прихватив с собой топоры и пилы, устремлялась в окрестные леса, валили с корня и кряжевали подручную осину и березу. Заготовленное долготье на санях вывозили в город, во дворе института пилили и кололи на дрова.

Учебные занятия проходили в две и три смены, с раннего утра до позднего вечера. Маломощная городская электростанция работала с перебоями, часто отключая в здании института освещение, вынуждая заменять его керосиновыми лампами и самодельными коптилками. Если не хватало бумаги, студенты писали конспекты между строк старых газет, журналов и книг. В 1942 г. Омский облисполком выделил институту «в порядке особой помощи» 1000 тетрадей, 300 карандашей, перья ученические и копировальную бумагу.

На занятиях по начальной военной подготовке.jpg

На занятиях по начальной военной подготовке.

В спортивном зале института в годы войны.jpg

В спортивном зале института в годы войны.

Весной 1942 г. коллектив института завел огород, где выращивали картофель и другие овощи для общественных обедов. В столовой института (в годы войны она размещалась в здании бывшего польского костела) готовили горячие обеды: суп с лапшой или овощами без мяса, приправленный мукой, уху из мелкой речной рыбы или рыбьих голов (их всем учебным заведениям предоставлял Тобольский рыбозавод). Тем, кто слабел здоровьем, выдавали талоны на дополнительное питание, выписывали рыбий жир.

В студенческой столовой в годы войны.jpg

В студенческой столовой в годы войны.

С целью патриотического воспитания студентов, было пересмотрено содержание, в первую очередь, гуманитарных предметов, усилено их патриотическое начало. Обязательному изучению подлежали доклады, речи, приказы Председателя Государственного Комитета Обороны (ГКО) и Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. На занятиях по естествознанию студенты получали представление о том, каков реальный вклад отечественной науки в познание законов живой и неживой природы.

Определяющим критерием гражданской зрелости студентов служила их учебная и общественная деятельность. Коллектив вуза не прекращал процесс подготовки учителей школ, способных заменить тех, кто ушел на фронт. В силу крайней необходимости были сокращены сроки обучения и произведены досрочные выпуски студентов старших курсов. В 1941/42 учебном году было выпущено 203 студента 3-4 курсов педагогического вуза и 136 студентов 2 курса Учительского института. Всего школы области получили 339 молодых специалистов.

Преподаватели, сотрудники и студенты оказывали добровольную безвозмездную материальную и финансовую помощь фронту, семьям погибших воинов, инвалидов войны, военнослужащих, воспитанникам детских домов и интернатов. Летом и осенью 1943 г. коллектив вуза передал в Народный Фонд обороны 10,5 тысяч рублей личных сбережений. В начале следующего года внес дополнительно еще 31 тыс. рублей. Все преподаватели и студенты по необходимости приобретали билеты денежно-вещевой лотереи, облигации государственных военных займов, средства от реализации которых пополняли бюджет народного хозяйства страны, помогая экономике. Коллектив вуза поддержал инициативу Саратовского колхозника Ферапонта Головатого по сбору средств на производство вооружения, внес 4,5 тысяч рублей на танковую колонну «Омский комсомолец». Комсомольцы г. Тобольска и вуза заслужили благодарность Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина за передачу 600 тысяч рублей на строительство самолетов-истребителей «Тоболяк» и «Тобольский комсомолец».

Преподаватели и студенты заботились об улучшении культурно-бытовых условий жизни инвалидов Великой Отечественной войны, проживающих в здании городской школы-интерната. Библиотечка художественной и политической литературы, собранная преподавателями и студентами, была отправлена в подшефный военный госпиталь г. Тюмени. Большое внимание уделялось эвакуированным в Тобольск из Москвы, Ленинграда, Запорожья, Новочеркасска. Осенью коллектив института обязательно привлекался к уборке хлеба, овощей, картофеля на полях колхозов Тобольского, Вагайского, Уватского районов. В феврале 1942 г. по решению Тобольского горисполкома в институте была создана учебно-производственная база и открыты курсы механизаторов сельского хозяйства, намечалось подготовить более тысячи трактористов, шоферов, комбайнеров. Их обучением занимались опытные специалисты Абалакской и Тобольской машинотракторных станций.

В августе 1943 г. омичи покинули гостеприимный Тобольск, сохранив добрые воспоминании о двухлетнем пребывании на его земле.

В начале 1943/44 учебного года в Тобольском учительском институте обучалось 286 студентов дневного и заочного отделений. Среди новичков, вчерашних школьников, заметно выделялись не по годам взрослые инвалиды войны. Получив на фронте тяжелые ранения и увечья, они сохранили присутствие духа, сильную волю, великое желание учиться и учить детей.

Характерна судьба Дмитрия Плесовских. Накануне войны его призвали в Красную Армию, сибиряку пришлось испытать все трудности оборонительных сражений с превосходящими силами противника, участвовать в обороне Москвы и контрнаступлении. В 1943 г. Д. Плесовских получил тяжелое ранение, потерял глаз. Пока лечился в госпитале, экстерном окончил Вычугское педагогическое училище Ивановской области, а в 1944 г., после увольнения из армии, продолжил образование в Тобольском институте. Он был избран секретарем комсомольской организации, совмещал учебу и общественную деятельность с преподаванием военного дела в институте.

За период войны, с 1941 по 1945 гг. Тобольск подготовил свыше 500 квалифицированных учителей для школ Омской и Тюменской областей. 9 мая студенты вуза праздновали, как все советские граждане, день Великой Победы над фашизмом, с чувством исполненного долга оценивали свой посильный вклад в общенародную борьбу с агрессором.


Поделиться